15 декабря 2011 года

Экспресс-перевозки в России всего лишь два-три года назад росли темпами 40% в год, в то время как в европейских странах динамика составляла 3–4%. В настоящее время темпы роста снизились до 15–20% в год, тем не менее, на фоне прочих отраслей, это весьма обнадёживающий результат. В этой статье мы расскажем об особенностях срочной доставки отправлений по РФ.

Национальные особенности

Основной особенностью экспресс-перевозок в нашей стране является отсутствие внятной законодательной базы, регулирующей деятельность участников рынка. Причина этого в неясности определения термина «экспресс-перевозка», который у нас включает в себя почтовые услуги и транспортно-экспедиторские услуги. Соответственно, на доставку отправлений весом до 31,5 кг, поскольку это почтовая услуга, требуется лицензия Минсвязи РФ. В свою очередь, экспресс-перевозчики не лицензируются и как экспедиторские компании Министерством транспорта РФ, поскольку в своём парке имеют транспортные средства грузоподъёмностью более 3 т.

Вероятно, главным отличием экспресс-перевозок от транспортно-экспедиторских услуг является максимально краткий — от 12 до 72 часов — срок доставки door to door, а от почтовых услуг — более широкий ассортимент доставляемых товаров.

Соответственно указанным национальным особенностям, оценить реальный объём рынка экспресс-перевозок проблематично. Кроме отсутствия законодательной базы это и расстояния в России — самые протяжённые в мире. Транспортная инфраструктура, при этом, развита слабо, множество труднодоступных и отдалённых районов, климатические особенности регионов разнятся.

Тем не менее, в структуре рассматриваемого рынка можно выделить несколько устойчивых факторов. Прежде всего, для рынка экспресс-перевозок характерна преобладающая — до 70% — доля московского региона. Большая часть грузов и международных и межрегиональных так или иначе направляются «в..» или «из…» или через Москву.

Кроме Москвы, относительно значимая доля рынка экспресс-перевозок у Санкт-Петербурга, в направлении из портов, опять-таки, преимущественно в Москву. Объём рынка Москвы, по некоторым данным, пятикратно превышает аналогичные показатели Санкт-Петербурга. Россия за пределами указанных городов — остальные 30%.

В пределах до 700–800 км от крупных региональных центров грузы доставляются преимущественно автотранспортом. На расстояниях свыше 800 км наиболее часто доставка осуществляется авиатранспортом (около 70%), автомобильным транспортом перевозится порядка около 25% грузов и железнодорожным транспортом около 5%.

Главными игроками на российском рынке являются компании DHL, TNT Express, Federal Express и United Parcel Service – они занимают, по разным оценкам около половины рынка. Эти компании особенно преобладают в обслуживании международных экспресс-перевозок. Однако наибольшее количество таких перевозок в нашей стране приходится на, собственно, внутрироссийские перевозки, — до 80%, экспортно-импортные операции составляют порядка 20% общей доли.

Среди наиболее крупных российских компаний — City Express, Армадилло, Гарантпост, Пони-Экспресс занимают порядка трети рынка; небольшие компании городского и районного масштаба занимают около четверти рынка российских экспресс-перевозок.

Направления и стоимость

Очевидно, что наиболее востребованным маршрутом является перевозка в Москву и (или) из Москвы. Достаточно большие объёмы экспресс-перевозок в направлении Санкт-Петербург — Москва. Впрочем, у достаточно давно работающих на российском рынке компаний разработаны маршруты в любую точку страны — по ширине охвата крупнейшие участники рынка сопоставимы.

При распределении тарифов грузоперевозчики сегментируют территорию страны на тарифные зоны. Практически все Москву и Санкт-Петербург выделяют в одну зону, в то время как Подмосковье некоторые из перевозчиков выделяют уже в другую тарификационную зону. Количество зон доставки разнится у различных операторов экспресс-перевозок, например, Армадилло делит страну на семь сегментов, DHL на шесть зон. Все операторы срочной доставки предлагают разные пакеты услуг, в которых учитываются пожелания грузовладельцев относительно срочности, маршрута доставки и прочего.

Стоимость экспресс-перевозки у доминирующих на рынке иностранных компаний больше, чем у российских, на те же расстояния и с аналогичным весом грузов. Кроме того, стоимость доставки в крупные областные центры отличается от стоимости перевозки грузов в населённые пункты той же области.

Перевозчики конкурируют, предоставляя грузовладельцам разнообразие условий доставки грузов. При этом разброс цен в разных пакетах услуг может быть значительным, от несколько сот рублей до нескольких тысяч с учётом расстояний и веса.


Источник — cargo.ru