04 декабря 2013 года

20 лет на рынке экспресс-доставки. Нет уголка земного шара, куда мы не могли бы доставить груз

Интервью с генеральным директором компании City Express Алексеем Анатольевичем Кичатовым

Ваша фирма отмечает 20-летний юбилей. Расскажите, как компания вышла на рынок экспресс-доставки?
 
Бизнес так и задумывался – услуги экспресс-доставки. Мы появились в 1993 как небольшая курьерская служба, доставлявшая срочную корреспонденцию по Москве. Благодаря тому, что приоритеты были расставлены верно (мы брали на себя 100-процентную ответственность за все отправления), нам стали доверять, и за короткое время наша компания добилась успехов – стала открывать филиалы в других городах, а потом и странах, а экспресс-доставка стала осуществляться по всей России и миру. Сегодня у нас более 75 отделений на территории России, представительства на Украине и агенты в других странах. Число наших клиентов превысило 50 тысяч, среди них – компании с мировым именем, представители малого и среднего бизнеса, российские и международные организации, посольства и консульства, частные лица. Мы имеем лицензию на оказание услуг почтовой связи и являемся членом Ассоциации негосударственных операторов почтовой связи (АНОПС), наряду с крупнейшими курьерскими компаниями, а также членом Гильдии логистических операторов Московской торгово-промышленной палаты.
 
Каковы достижения вашей организации: темпы роста выручки, расширение клиентской базы, выход на региональные рынки и рынки стран СНГ?
 
Расширение клиентской базы соразмерно расширению границ нашей деятельности и перечню оказываемых нашей компанией услуг. Территория уже не барьер – практически нет уголка земного шара (с цивилизацией), куда мы не могли бы доставить посылку, документы или тяжелый груз. Весомое наше достижение – открытие полноценной сети представительств City Express на Украине. Нас уже можно называть международной компанией. И это не предел – в наших планах в ближайшее время выйти еще в ряд стран СНГ.
 
Насколько выросло количество отправлений экспресс-доставкой в 2013 г. по сравнению с прошлым годом?
 
Исключая период кризиса 2008 г., мы наблюдаем стабильный ежегодный рост, в 2013 г. он составил примерно 30% по отношению к 2012 г.
 
Как изменилась структура предоставляемых услуг (соотношение отправлений документов, посылок и грузов)?
 
В последние годы мы развиваем не только курьерское, но и логистическое направление, в связи с этим увеличилось число отправлений грузов, и теперь 50% приходится на документы, 50% – на посылки и грузы.
 
Какая часть отправлений приходится на сегменты В2В и В2С, изменилось ли соотношение за последние два года?
 
Соотношение В2В и В2С в нашем виде бизнеса четко подчиняется правилу Парето – 80/20. 20% наших клиентов – это сегмент В2В, они приносят компании 80% выручки. 80% – это В2С, и на них приходится 20% выручки. За последние годы соотношение не изменилось, мы работаем над привлечением обеих групп клиентов, и увеличение клиентской базы происходит пропорционально.
 
Какую долю на рынке экспресс-доставки занимает обслуживание интернет-магазинов в целом и в Вашем бизнесе? Каковы темпы роста этого сегмента?
 
Годовые темпы роста электронной коммерции в России составляют 15-35% в зависимости от сегмента. Поэтому естественно, что обслуживание интернет-магазинов – одна из наших услуг. Надо сказать, что City Express – одна из немногих компаний, которая может решить все вопросы логистической направленности на протяжении всей цепочки поставок. Поскольку мы можем взять на себя сложные маршруты и в рамках одной сделки взаимодействовать с разными контрагентами, нам доверяют крупные онлайн-гипермаркеты, работающие на федеральном уровне. В целом же в нише экспресс-доставки существуют курьерские службы, которые изначально создавались исключительно с целью обслуживания интернет-магазинов. Поэтому говорить о каком-то общем показателе сложно.
 
Каково соотношение внутрироссийских и международных операций в вашем бизнесе?
 
Мы давно заметили прямую взаимосвязь с общими экономическими показателями. Надо понимать, что ни одно перемещение товаров/документов от производителя к продавцу и потребителю не обходится без услуг транспортных компаний. Какова доля импорта в нашей стране – таков и процент наших международных доставок.
 
Как повлияло создание Таможенного союза на бизнес-стратегию вашей компании?
 
Это дает нам новые возможности для развития бизнеса и построения сети представительств City Express в странах Таможенного союза. Уже сейчас мы смогли снизить стоимость доставки и отменить сбор таможенной пошлины при оформлении международных отправлений в Казахстан и Беларусь.
Со временем наши клиенты смогут еще сильнее почувствовать максимально выгодные для себя условия, связанные с отсутствием таможенных границ, единым таможенным тарифом и другими преимуществами, которые дает единое таможенное пространство.
 
Используете ли вы возможности кооперации с крупнейшими игроками рынка (DHD Express, DPD, ЕМС Почта России) для оптимизации цепочек поставок?
 
Логистические цепочки – это крайне важная часть нашего бизнеса. Все компании прилагают максимум усилий, чтобы сократить сроки доставки отправлений и собственные издержки, это серьезное конкурентное преимущество. Подробности этой деятельности являются коммерческой тайной, ее не раскроет ни один перевозчик.
 
Планируете ли вы создавать (наращивать) собственный автомобильный парк?
 
У нас есть собственный автомобильный парк, и мы постоянно работаем над его расширением. Это ключевая задача в нашем бизнесе, поскольку качественный транспорт – это максимально быстрая и беспроблемная доставка. В нашем автопарке только высококачественная техника, как общая, так и специализированная.
 
Планируете ли вы расширять линейку предоставляемых услуг?
 
В прошлом году мы существенно расширили спектр предоставляемых услуг, усовершенствовали информационную систему компании, оптимизировали работу служб продаж в наших региональных представительствах и многое другое. Предварительно мы тщательно проанализировали состояние рынка, результаты работы наших представительств и определили новые приоритеты развития. Теперь мы больше ориентированы на предоставление логистических услуг и перевозку габаритных сборных грузов массой более 100 кг. В целом мы стремимся предоставлять комплексный сервис и разнообразить портфель наших услуг, внедрять инновационные решения для оптимизации логистических процессов. Главная задача – сделать транспортировку грузов быстрой, удобной, чтобы она соответствовала требованиям рынка. А они, эти требования, меняются стремительно, поскольку рынок развивается очень активно.
У нас много планов и на этот год и масса задумок на будущее.
Но раскрывать их раньше времени не хотелось бы.
 
Какой прогноз вы можете дать относительно ситуации на рынке экспресс-доставки в 2014 г.? Насколько вырастет количество отправлений, какая группа будет доминировать среди клиентов – компании, частные лица?
 
Что касается прогнозов и перспектив, то все зависит от темпов развития экономики. Рост количества компаний по экспресс-доставке связан с ростом бизнеса. Если он будет расти, разумеется, будут появляться и новые курьерские службы. Нельзя сказать, что рынок насыщен, есть даже крупные регионы, где ниша пустует. Нас беспокоит наличие большого "серого" сегмента рынка грузоперевозок, ведь конкурировать с частниками по стоимости услуг очень сложно. По мере ухудшения экономической ситуации этот сегмент будет увеличиваться, обостряя конкуренцию.
 

Источник — РБК