02 февраля 2015 года
Российский рынок грузоперевозок переживает сейчас непростые времена. Это заметно, фактически, во всех сегментах, включая и автомобильный. Ухудшение ситуации было очевидным еще в прошлом году. Такой вывод можно сделать исходя из снижения роста объемов грузоперевозок - с 2010 по 2013 год включительно рост был существенным. В 2014 году негативная тенденция обострилась, и то, что сейчас происходит на рынке в целом, можно назвать кризисом
 
В начале года эксперты предсказывали, что рост на рынке транспортно-логистических услуг составит 5-6 процентов. В реальности же вышло, что рост продолжается только в отдельных сегментах, и он гораздо скромнее тех цифр, которые прогнозировались. Так, по итогам первого полугодия рост объема автомобильных грузоперевозок составил только 0,2%. Для сравнения: за аналогичный период 2013 года показатель увеличился на 2,6%, а за январь-июнь 2012 года – примерно на 10%. Железнодорожные грузоперевозки выросли значительнее – где-то на 6%.  Одним словом, ситуация для логистических операторов очень неоднозначная. Скажем так: рост пишем, кризис в уме.
 
По данным Минтранса, авиационный грузооборот в первой половине года сократился примерно на 6%. Притом, что мировой рынок пусть незначительно, но вырос – примерно на 3%. Такая динамика связана с рядом факторов, и прежде всего - нестабильностью на внутреннем рынке, сложной международной обстановкой, колебаниями курсов валют, негативной динамикой инвестиций, торговыми ограничениями. Все это сказывается на маржинальности бизнеса.
Пока нет статистических данных за вторую половину текущего года, но в целом за 2014 ситуация принципиально не изменилась. Можно с уверенностью говорить о стагнации на рынке.
 
Рынок экспресс-доставки также негативно реагирует на ухудшение экономической ситуации, однако до существенных последствий пока не дошло. Конечно, роста на 15-20% в год, который показывал рынок в 2011-2013 г.г., сегодня нет. Но в целом динамика положительная. Главным драйвером здесь по-прежнему является интернет-торговля - этот сегмент в последние годы очень бурно развивался. По оценкам экспертов, онлайн-торговля уже составляет около 2% от общего объема оптово-розничного рынка. Логистическим операторам такая тенденция, безусловно, на руку. В целом это перспективное направление для бизнеса - если, конечно, государство не будет искусственно сдерживать развитие онлайн-торговли. А такие попытки в течение этого года предпринимались.
Возвращаясь к ситуации на рынке в целом, отмечу, что на нем продолжается процесс реструктуризации, неэффективные компании уходят с рынка, усиливается конкуренция, в том числе со стороны «серых» перевозчиков.
 
Следует подчеркнуть, что сегодняшние проблемы на российском рынке транспортно-логистических услуг обусловлены не только кризисными явлениями в экономике, которые лишь усугубляют системные недостатки. Сейчас в России уровень транспортно-логистических расходов для субъектов любой экономической деятельности, прежде всего - производственной, является одним из самых высоких в мире. Согласно различным оценкам, эти расходы доходят до 20% ВВП. Это примерно на четверть больше, чем в Китае, и почти втрое больше, чем в странах Европы.
 
Всемирный Банк полагает, что на сегодняшний день Россия находится на 90-м месте из 160 в рейтинге стран по уровню развития логистической системы. Соседствуют с Россией в этом рейтинге такие страны, как Уругвай и Шри-Ланка. Понятно, что по территории эти страны с Россией несопоставимы, и ситуация в нашей стране во многом обусловлена территориальным размахом. Однако такие немаленькие страны, как США, Канада, Австралия, Китай и даже Бразилия находятся в рейтинге значительно выше России.
Поэтому можно констатировать, что неэффективность транспортно-логистической системы является одним из основных факторов, сдерживающих экономический рост в России.
 
Алексей Кичатов,
Генеральный директор City Express.

Источник — TKS.RU