Обращаем ваше внимание: с 1 ноября
будет доступна только новая версия
Личного Кабинета!
- Главная →
- О компании →
- Пресса о нас → Логистический рынок: рост пишем, кризис в уме
Логистический рынок: рост пишем, кризис в уме
23 декабря 2014 года
В нынешних непростых экономических условиях российский логистический рынок вынужден не только претерпевать все кризисные изменения, но и быть готовым к любым из них. Изменения в условиях наступившего кризиса могут быть различными - как в рыночном спросе и предложении, так и в торговом, таможенном и транспортном регулировании. Поэтому стоит помнить, что только та компания, которая имеет большой опыт работы и налаженные партнерские отношения, сможет найти оптимальные решения самых сложных логистических задач. Следовательно, все кризисные препятствия эта компания сможет преодолеть.
В число таких компаний, относящихся к крупнейшим российским операторам экспресс-доставки, входит компания City Express, генеральным директором которой является Алексей Кичатов.
Свои профессиональный опыт и знания Алексей Кичатов использует в приведенной ниже статье, в которой затрагивается тема положения российского логистического рынка в условиях экономического кризиса.
Российский рынок грузоперевозок сейчас переживает непростые времена. Это заметно практически во всех сегментах рынка, включая автомобильные грузоперевозки. То, что ситуация ухудшается, было заметно еще в прошлом году, в том числе по снижению темпов роста объемов грузоперевозок, которые с 2010 года росли очень существенно. В этом году негативная тенденция обострилась, и то, что сейчас происходит на рынке в целом, можно назвать кризисом. Хотя в начале года эксперты предсказывали, что рост на рынке транспортно-логистических услуг составит 5-6 процентов. В реальности же вышло, что рост есть только в отдельных сегментах, и он гораздо скромнее тех цифр, которые прогнозировались экспертами. Так, по итогам первого полугодия рост объема автомобильных грузоперевозок составил только 0,2%. Для сравнения, за аналогичный период 2013 года показатель увеличился на 2,6%, а за январь-июнь 2012 года - примерно на 10%. Железнодорожные грузоперевозки выросли значительнее - примерно на 6%.
Одним словом, ситуация для логистических операторов очень неоднозначная. Скажем так: рост пишем, кризис - в уме.
По данным Минтранса, авиационный грузооборот в первой половине года сократился примерно на 6%. Притом, что мировой рынок пусть незначительно, но вырос - примерно на 3%.
Такая динамика связана с рядом факторов - прежде всего, нестабильностью на внутреннем рынке, сложной международной обстановкой, колебаниями курсов валют, негативной динамикой инвестиций, торговыми ограничениями. Все это сказывается на маржинальности бизнеса.
Пока нет статистических данных за вторую половину текущего года, но в целом по году ситуация принципиально не изменилась, можно говорить о стагнации на рынке.
Рынок экспресс-доставки также негативно реагирует на ухудшение экономической ситуации, однако до стагнации пока дело не дошло. Таких темпов, какие были еще два-три года назад, когда рынок рос темпами по 15-20% ежегодно, сегодня, конечно же, нет. Но в целом динамика положительная. Главным драйвером здесь по-прежнему является интернет-торговля. Этот сегмент в последние годы очень бурно развивался. По оценкам экспертов, онлайн-торговля уже составляет около 2% от общего объема оптово-розничного рынка. Для логистических операторов такая тенденция, безусловно, на руку. В целом это перспективное направление для бизнеса, если, конечно, государство не будет искусственно сдерживать развитие онлайн-торговли. А такие попытки в течение этого года предпринимались.
Пока рано называть конкретные цифры, характеризующие работу нашей компании (City Express - ред.) в текущем году, предварительные итоги мы будем подводить позже, но в целом их можно назвать положительными. Возможно, в чем-то они оказались хуже, чем мы планировали, но роста в этом году мы добились однозначно. Каких-то особенных антикризисных мер в пожарном порядке мы не предпринимали. Это не потребовалось, возможно, потому, что изначально мы строим нашу работу с расчетом на максимальную эффективность и минимальные издержки. В этом плане мы очень мобильны. Хотя пересмотреть какие-то условия, в частности, тарифы, сроки доставки по ряду направлений нам все же пришлось. Впрочем, оптимизацию условий мы проводим постоянно, в условиях конкуренции это естественно.
В этом году мы продолжили расширять географию наших представительств. Подразделения компании появились, в частности, в Татарстане и ряде городов России.
Возвращаясь к ситуации на рынке в целом, отмечу, что на нем продолжается процесс реструктуризации, неэффективные компании уходят с рынка, усиливается конкуренция, в том числе со стороны "серых" перевозчиков.
Следует подчеркнуть, что сегодняшние проблемы на российском рынке транспортно-логистических услуг обусловлены не только кризисными явлениями в экономике, которые лишь усугубляют системные недостатки. Сегодня в России уровень транспортно-логистических расходов для субъектов любой экономической деятельности, прежде всего производственной, является одним из самых высоких в мире. Согласно различным оценкам экспертов, эти расходы доходят до 20% ВВП. Это примерно на четверть больше, чем в Китае, и почти втрое больше, чем в странах Европы.
Согласно оценке Всемирного банка, по состоянию на текущий год наша страна находится на 90-м месте из 160 в рейтинге стран по уровню развития логистической системы. Соседствуют с Россией в этом рейтинге такие страны, как Уругвай и Шри-Ланка. Понятно, что по территории эти страны с Россией не сопоставимы, и ситуация в РФ во многом обусловлена протяженностью ее территории. Однако такие немаленькие страны, как США, Канада, Австралия, Китай и даже Бразилия находятся в рейтинге значительно выше России.
Поэтому можно констатировать, что неэффективность транспортно-логистической системы является одним из основных факторов, сдерживающих экономический рост в нашей стране.
City Express - один из крупнейших российских операторов экспресс-доставки. Компания осуществляет свою деятельность с 1993 года и является членом Гильдии логистических операторов Московской торгово-промышленной палаты и Ассоциации негосударственных операторов почтовой связи (АНОПС). City Express имеет более 80 собственных представительств на территории России и предоставляет услуги более 50 000 клиентам: от мировых компаний и международных организаций до представителей малого и среднего бизнеса и частных лиц.
Алексей Кичатов,
генральный директор
City Express
Источник — LOGISTIC.RU