Обращаем ваше внимание: с 1 ноября
будет доступна только новая версия
Личного Кабинета!
- Главная →
- О компании →
- Пресса о нас → Рынок ТЛУ: выживут сильнейшие
Рынок ТЛУ: выживут сильнейшие
Эксперты о ситуации на рынке транспортно-логистических услуг и мерах государственной помощи.
Изменение грузопотоков в результате санкций, рецессия, снижение объемов производства внутри страны — факторы, серьезно повлиявшие на состояние транспортно-логистических компаний в последние два года. Некоторые игроки «сошли с дистанции». Оставшиеся «затягивают пояса» как можно туже, обновляют автопарки б/у техникой, взятой в лизинг. Ситуацию на рынке ТЛУ и эффективность мер государственной помощи прокомментировали эксперты.
Алексей Некрасов, заместитель директора по продажам лизинговой компании «АС ФИНАНС»:
– Среди ключевых факторов, влияющих на рынки грузоперевозок и коммерческого автотранспорта, в первую очередь необходимо отметить общий спад экономики и падение курса рубля, последствия которых до сих пор ощущаются во всех секторах экономики России. На рынке коммерческого автотранспорта эти тренды проявились следующим образом: во-первых, значительно увеличилась стоимость импортной техники и запчастей к ней (в рублевом выражении), что снизило возможности транспортно-логистических компаний по обновлению автопарков. Во-вторых, общий экономический спад привел к снижению спроса на грузоперевозки, что в свою очередь вызвало рост конкуренции, снижение цен и уход с рынка компаний, которые не смогли приспособиться к такой ситуации.
Нельзя не упомянуть и недавно введенную систему «Платон», которая уже повлияла на себестоимость перевозок. Транспортные компании по-разному реагируют на это: кто-то повышает тарифы на услуги, кто-то мирится со снижением рентабельности бизнеса.
Я не могу назвать то, что происходило в 2015 г., «свободным падением» — происходил вполне закономерный спад экономики России под воздействием снижения цен на нефть, падения курса рубля, сокращения притока инвестиций в страну. Существенно пострадали сегменты, обеспечивающие значительную часть спроса на транспортные услуги, — производство, строительный ритейл, ритейл продуктов питания и др. В самом секторе грузоперевозок, по нашим оценкам, спад составил от 20% до 30%. На данный момент общий спад практически остановился.
Александр Анзин, директор департамента логистики и операций курьерской службы City Express:
– В течение 2015 г. и в первые месяцы 2016 г. мы стали свидетелями сокращения транспортно-логистического рынка — некоторые игроки его покинули. В первую очередь это связано со снижением объема грузоперевозок, вызванного санкциями, и сокращением производства товаров. Конечно, рынок курьерской доставки пострадал меньше сферы грузоперевозок, но и мы остро ощутили влияние негативных факторов. На мой взгляд, в сложившейся ситуации компаниям может помочь переход к комплексному обслуживанию: фирмы, занимающиеся складским бизнесом, создают собственные службы доставки, а курьерские компании предлагают клиентам и складские услуги. Подобные трансформации требуют значительных инвестиций, и период их окупаемости достаточно большой. Однако в условиях оптимизации бизнес-процессов есть спрос со стороны клиента на аутсорсинг всех логистических процессов, в соответствии с которым мы видим своей задачей развитие инфраструктуры и диверсификацию линейки услуг.
Автопарки обновляются засчет б/у техники
Анастасия Ротарь, директор представительства компании «Эксперт-Лизинг» в г. Екатеринбурге:
– Текущее состояние экономики страны, снижение покупательской активности, рост стоимости автомобилей привели к снижению продаж авто в прошлом году. От краха рынок удержала госпрограмма по субсидированию автолизинга. Процесс «свободного падения» в 2016 г. немного замедлился. Многие компании заморозили планы по обновлению автопарка в кризис. Произошла переориентация спроса на бюджетные модели. Наша компания участвует в госпрограмме льготного автолизинга для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по предоставлению скидки в размере 10% от стоимости приобретаемого транспортного средства.
Алексей Некрасов:
– В данный момент практически никто из оставшихся игроков не может обновлять автопарки за счет собственных средств, поэтому услуги банков и лизинговых компаний сейчас актуальны. Причем, лизинговые компании обладают некоторыми преимуществами: в период спада далеко не все бизнесы имеют стабильные финансовые показатели, удовлетворяющие риск-аналитиков в банках. Специалисты лизинговых компаний, не связанные столь жесткими требованиями к финансовому состоянию клиента, способны войти в его положение и проявить большую гибкость в вопросах финансирования сделки.
Наша компания выстраивает свое предложение адекватно экономическим реалиям. Мы снизили минимальный аванс до 10%, что позволяет клиентам, планирующим обновление автопарка, не аккумулировать чрезмерно большой объем оборотных средств. Кроме этого, наша компания предлагает в некоторой степени уникальную возможность по лизингу б/у техники (возрастом до 5 лет) — это приемлемый вариант обновления автопарка для многих игроков. В условиях увеличения числа закрывшихся предприятий транспортной отрасли и случаев изъятий техники банками и лизинговыми компаниями в счет долгов рынок б/у машин набирает обороты. Добавлю, что стоимость б/у техники в хорошем состоянии может быть в разы ниже аналогичной, но новой. В сегменте новой техники покупательский спрос сместился в сторону машин отечественных производителей, а также собираемых на территории России — в общем, на продукцию, цена которой увеличилась не так резко в связи с ростом курса доллара.
Что касается государственной помощи, сегодня ее реально может ощутить только крупный бизнес. Малый и средний — опосредованно и в значительно меньшей степени. Вероятно, логика государства такова: крупные предприятия первого эшелона «потянут» за собой по цепочке другие компании и бизнесы. Основной помощью государства могло бы быть обеспечение предприятиям малого и среднего бизнеса доступа к тендерам крупных госкомпаний на проведение субподрядных работ, а также искоренение коррупции при их проведении. Однако на данный момент позиция государства достаточно очевидна, она выражается во введении системы «Платон». Иными словами, вместо руки помощи в период спада экономики транспортные компании получают дополнительную налоговую нагрузку.
Транспортировка грузов требует индивидуальной настройки
Александр Волик, руководитель ГК «ИнтерТрансАвто»:
– В условиях усилившейся конкуренции остро встают вопросы оптимизации расходов на транспортировку, обеспечение бесперебойности и качества доставок. Небольшие компании могут разово закрыть заявку по заниженному тарифу, но не более. Зачастую они рассчитывают на возможности сайта перевозок АТИ, где берут транзитные машины. При их отсутствии они просто разводят руками. Возможности таких компаний по возмещению НДС также весьма сомнительны, вот почему крупные предприятия предпочитают не рисковать и работать только с большими, проверенными временем транспортными компаниями. Чтобы удержать клиентов, сегодня необходимо не только предоставлять хорошие тарифы и постоянно располагать машинами под загрузку, но и обеспечить высокоточный документооборот, гарантированное возмещение НДС, отсрочку платежа до 30 и более дней, контроль нахождения т/с по маршруту, оперативное закрытие заявок, простоту и удобство взаимодействия с компанией.
Александр Анзин:
– Если у компании есть потребность просто перевезти груз или документы и точки «А» в точку «В», можно воспользоваться любой курьерской или транспортной компанией. Если же требуются какие-то более сложные и многофункциональные решения с учетом, например, таможенного оформления, лучше обращаться к комплексным операторам, которые предоставляют 3, 4 и 5PL решения. 3PL(Third Рагtу Logistic) подразумевает наличие складского комплекса и, таким образом, предоставления сервиса от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров. 4РL — это уже интегрированная логистика, то есть, интеграция всех компаний, вовлеченных в цепь поставок грузов, процесс планирования, управления и контроля всех логистических процедур (например, потоков информации, сырья, материалов, продукции и капитала) единым 4PL-оператором с долгосрочными стратегическими целями. Термин 5PL был присвоен очередному горизонту логистики — интеграции сетевых технологий и использовании интернета в качестве единой виртуальной платформы для решения логистических задач, пример — американская компания Amazon.
Татьяна Конева, директор по логистике компании svx:
– Клиенты диктуют потребность в инструментах, позволяющих оптимизировать их сервисную и экономическую составляющую. Такими инструментами являются: электронный документооборот, отсрочка платежа, формат тарификации openbook, цена на твердую единицу измерения, например, транспортные услуги цена за тонну или паллет. Все это позволяет компаниям точно анализировать и прогнозировать свои затраты. В 2015-2016 году четко обозначился тренд комплексности, т.е. клиент хочет получить предложение на комплекс логистики. Если говорить в рамках одного города, то сейчас превалируют следующий формат одного договора - передача собственных складов при заводе, буферное управление сезонным объемом, предпродажная подготовка и транспортировка между складами. До 2014 года передача логистических функций на аутсорсинг была более точечной. Можно сделать вывод, что сейчас клиенты ждут от логистических компаний профессиональных комплексных решений, позволяя им управлять своей логистикой.
Источник — Деловой Квартал