Обращаем ваше внимание: с 1 ноября
будет доступна только новая версия
Личного Кабинета!
- Главная →
- О компании →
- Пресса о нас → Основные тенденции на логистическом рынке
Основные тенденции на логистическом рынке
11 февраля 2015 года
Российский рынок сейчас переживает не лучшие времена. Почти каждая отрасль экономики успела почувствовать на себе негативное влияние санкций, падающего рубля, сокращения бюджета. Логистический рынок РФ также не остался в стороне. Пока мы не располагаем данными об итогах 2014 года по транспортно-логистической отрасли в целом, но предварительные результаты говорят о том, что на рынке произошел заметный спад. В частности, уже по итогам первых трех кварталов прошлого года, согласно данным Росстата, объем автомобильных перевозок сократился на 2,5 процента. В ОАО "РЖД" также отмечают снижение объема грузоперевозок.
Спад, несомненно, вызван экономической нестабильностью в стране. Высокая инфляция, ослабление рубля, внешнеторговые ограничения, сокращение грузовой базы - здесь целый комплекс причин.
На рынке логистической отрасли стали очевидны ряд тенденций.В настоящее время происходит определенная переориентация транспортно-логистической отрасли с западной части России на регионы юга и Дальнего Востока. Это связано, прежде всего, с внешнеполитическими событиями и изменением товарных потоков, поскольку основными торгово-экономическими партнерами России становятся Китай и другие страны Юго-Восточной Азии.
Как следствие, снижается уровень востребованности складских помещений в традиционных центрах логистических операций - Москве и Санкт-Петербурге. Например, в Северной столице в прошлом году было введено в эксплуатацию более 10 крупных складских комплексов, и на сегодняшний день вакантность складских площадей довольно высокая. Эксперты рынка полагают, что десятая часть складов в Санкт-Петербурге к концу текущего года будет пустовать. В Москве сейчас тоже не наблюдается дефицита складских площадей.
Кроме того, участники всё больше стремятся к оптимизации логистических процессов и связанных с ними расходов. Это касается не только операторов, но и грузоотправителей. В частности, промышленные предприятия сейчас оптимизируют свои структуры и отдают на аутсорсинг логистические функции, которые ранее выполняли их собственные подразделения.
Если говорить о складской логистике, то в последнее время наметилась тенденция изменения взаимоотношений между грузовладельцами и собственниками складских площадей, которые всё чаще работают без посредников и заключают прямые договора аренды, нередко долгосрочные -на 5-10 лет. Это дает грузовладельцам возможность сократить расходына посреднических услугах операторов и обеспечить себе стабильность.
Сложнее всего сегодня придется некрупным и начинающим компаниям, которые в силу своей неконкурентоспособности будут вынуждены покинуть рынок или консолидироваться с крупными и более успешными игроками. Конкуренция на рынке достаточно жесткая. Процесс консолидации и укрупнения игроков на логистическом рынке идет уже давно, и неэффективных компаний практически не осталось. Другой вопрос, что условия меняются, и эффективность теперь надо доказывать в условиях кризиса.
Вероятно, очень непросто придется мелким складским операторам, которые присутствуют на рынке недавно. У перевозчиков ситуация более определенная, их рынок более менее структурирован. "На плаву" удержатся те, кто хорошо подготовился к кризису. Те компании, которые оптимизировали свои расходы, численность персонала, не набрали долгов, те, у которых есть четкая стратегия развития.
Кризис не означает, что произойдет резкое схлопывание рынка, что все рухнет и жизнь остановится. Да, в прошлом году произошло резкое сокращение импорта, обусловившее некоторый спад в логистической отрасли. Но есть вероятность, что вырастет экспортный поток. Как отмечают эксперты,ослабление рубля стимулирует экспорт, а он, соответственно,покрывает снижение импорта. Другое дело, что экспортные возможности страны пока ограничены и не могут равноценно компенсировать логистическим операторам потери от сокращения импорта.
Главным фактором выживания в кризисных условиях является возможность гибко подстроиться под конъюнктуру рынка, обеспечить комплексный подход, предоставить клиентам весь комплекс услуг. Сегодня не все операторы могут предоставить комплексный сервис. У одних компаний транспорт на аутсорсинге,у других нет собственных складских площадей, третьи не имеют лицензии таможенного представителя. Таких компаний, в которых клиенты могут получить весь комплекс услуг, немного.
Российский рынок достаточно большой и разнообразный,и проседать в кризис он будет неравномерно. В каком-то сегменте объемы сократятся, ав каком-то, возможно, вырастут. Например, в сегменте логистики, связанном с интернет-торговлей, уверен, как минимум не произойдет спада. В кризис люди будут стремиться купить товары подешевле, и, следовательно, аудитория интернет-магазинов должна вырасти. Но совершенно очевидно, что с наименьшими потерями кризис переживут крупные клиентоориентированные компании, имеющие качественный сервис и хорошую репутацию.
Алексей Кичатов,
генральный директор
City Express
Источник — LOGISTIC.RU