11 июля 2014 года
Российский рынок экспресс-доставки будет только расти
 
На вопросы журнала «ЛОГИСТИКА» отвечает Алексей Кичатов, генеральный директор компании City Express.
 
  • Алексей Анатольевич, мы рады снова приветствовать Вас на страницах нашего журнала! Расскажите нашим читателям, какие изменения произошли у Вас за последний год, поделитесь успехами и достижениями Вашей компании.
 
— Мы довольны теми результатами, которых удалось достичь в 2013 году. В посткризисные годы наша компания активно развивалась, и темпы роста были более чем впечатляющими. В прошлом году, несмотря на не совсем благоприятную экономическую ситуацию в стране, нам удалось добиться хороших показателей и подтвердить репутацию одного из лидеров отечественного рынка экспресс-доставки.
Сегодня наша компания имеет более 80 отделений на территории России и 5 представительств на Украине, а также партнеров в других странах. Объем клиентской базы превышает 50 тысяч клиентов, среди них немало крупных компаний, хорошо известных в мире.
В 2013 году мы серьезно поработали над расширением спектра предоставляемых услуг, усовершенствовали информационную систему компании, оптимизировали работу служб продаж в региональных представительствах. Это и многое другое позволило нам продвинуться вперед. Если говорить о количественном росте, то в 2013 году общее количество заказов на экспресс-доставку по сравнению с 2012 годом выросло почти на треть. Мы считаем, что это очень хороший показатель.
 
  • Каковы Ваши оценки текущей ситуации на логистическом рынке в свете последних политических и экономических событий, затронули ли они рынок экспресс-доставки и оказывают ли влияние на деятельность Вашей компании? То, что сейчас происходит, — это уже кризис или пока призрачная угроза его наступления?
 
— Определенные тревожные ощущения есть. Деятельность City Express настолько бурно развивается в последние годы, что это позволяет нивелировать последствия некоторых негативных процессов, происходящих в экономике. Однако мы их тоже чувствуем. Нестабильность курса рубля, инфляция, удорожание топлива — все это влияет на рентабельность нашей работы. Но в целом, повторюсь, мы продолжаем активно развиваться.
Что касается политической ситуации, то ситуация на Украине, конечно, внесла коррективы в нашу работу. Например, мы были вынуждены временно приостановить доставку в Донецкую область и во многие населенные пункты Луганской области. Тем не менее мы не собираемся сворачивать нашу деятельность на Украине. Наше представительство в Киеве стабильно работает — в конце мая оно переехало в новый офис. Можно сказать, что последние политические события даже сыграли определенную положительную роль для нашей компании. Например, в мае мы открыли представительство в Симферополе и планируем развивать нашу деятельность в направлении Крыма. Сегодня мы организуем доставку в Алушту, Бахчисарай, Джанкой, Евпаторию, Керчь, Красноперекопск, Саки, Феодосию, Ялту и другие населенные пункты Республики Крым.
 
  • Планируете ли Вы увеличивать или сокращать инвестиционную активность Вашей компании? Планируете ли Вы осваивать смежные рынки логистических услуг?
 
— Инвестиционную активность мы не сокращаем. Однако планов по освоению смежных рынков логистических услуг у нас пока нет. Мы считаем, что потенциал рынка экспресс-
доставки позволит нам стабильно развиваться в среднесрочной перспективе. В последние
годы мы развиваем как курьерское направление, так и логистическое. Соотношение доставки документов и грузовых отправлений в структуре заказов сейчас примерно 50 на 50.
 
  • Каковы Ваши ожидания относительно состояния и потенциала роста логистического рынка на 2014–2016 гг.? Какие сегменты могут стать драйверами роста в ближайшие 3 года, останется ли таким драйвером сегмент Интернет-торговли? Испытываете ли Вы давление со стороны конкурентов в этом сегменте?
 
— Делать прогнозы на ближайшую перспективу можно с большой долей условности — все зависит от темпов развития экономики. При сохранении нынешней относительно стабильной ситуации рынок будет расти, причем неплохими темпами, думаю, никак не меньше 15% в год. Пока рынок не насыщен в достаточной степени. Драйвером роста, безусловно, останется Интернет-торговля. Эта сфера в последние годы развивается очень интенсивно — до 25% роста в зависимости от сегмента. Мы активно работаем на этом рынке — обслуживаем самые сложные маршруты, взаимодействуя с разными контрагентами. Наши клиенты — крупные онлайн-магазины федерального уровня. Конкуренция со стороны других логистических операторов на данном рынке, безусловно, ощущается, тем более что на нем представлены крупнейшие международные компании.
 
  • Создают ли Вам проблемы представители «серого» сегмента рынка грузоперевозок в Москве и в регионах?
 
— Что касается «серого» сегмента рынка грузоперевозок, его присутствие, конечно, создает определенные проблемы. Конкурировать с частниками по стоимости услуг сложно. Но специфика рынка грузоперевозок такова, что бороться с «серыми» перевозчиками бессмысленно, их присутствие на рынке надо воспринимать как данность. Вопрос ведь не только в стоимости услуг. Частники не могут гарантировать того уровня безопасности и сервиса, который обеспечивают крупные компании. Поэтому у них другая ниша, другой контингент клиентов.
 
  • Каким Вам видится развитие бизнеса на далекую перспективу, на десятилетия вперед? Изменится ли у Вас структура предоставляемых услуг? В какие новые сектора экономики двинутся основные логистические операторы?
 
— Полагаю, что какой-то революции на рынке экспресс-доставки в долгосрочной перспективе ожидать не стоит, однако модернизация технологических процессов будет
продолжаться в соответствии с развитием IT и требованиями рынка. Можно предположить, что в будущем из нашей деятельности может исчезнуть такой сегмент, как доставка бумажной документации, просто в силу того, что люди полностью откажутся от бумажных носителей в пользу электронных.
 
  • Какие основные проблемы, существующие в Вашем бизнесе, Вы могли бы отметить? 
 
— Специфика рынка экспресс-перевозок такова, что каких-либо проблем, прежде всего бюрократического плана, характерных конкретно для данного сегмента, мало. Хотя нельзя исключать, что в будущем их станет больше. До недавнего времени государство не проявляло большого интереса к сфере экспресс-доставки, пока Интернет-торговля не составляла серьезной конкуренции торговым сетям. В последнее время мы наблюдаем попытки государства как-то ограничить рынок электронной торговли, поэтому нельзя исключать, что с определенными ограничениями столкнутся и логистические операторы.
Пока же основные проблемы связаны с инфраструктурными вопросами. Недостаточно развитая сеть автодорог, неважная инфраструктура российских аэропортов, ограниченные возможности грузовой авиации, монополизм на рынке железнодорожных перевозок — все это создает нам определенные проблемы.
 
  • Испытываете ли Вы проблемы с поиском персонала, присутствует ли на рынке дефицит рабочей силы? Уделяет ли Ваша компания внимание программам развития корпоративной культуры, повышения квалификации персонала? Принимаете ли Вы на работу мигрантов из ближнего зарубежья?
 
— Что касается кадрового вопроса, то его решению мы уделяем повышенное внимание. У нас четко выстроена система корпоративного обучения. Мы не набираем на рынке труда готовых специалистов, за исключением тех направлений, где требуется специальная профессиональная подготовка. Мы готовим специалистов сами. Придя к нам на работу, человек получает уникальную возможность постоянно повышать свою квалификацию, пройти все ступени карьерного роста: от простого курьера до руководителя среднего звена и выше.
Мигрант из ближнего зарубежья также может стать нашим сотрудником, но только если он находится в России легально и имеет разрешение на работу.
 
  • Какие конкурентные преимущества City Express, отличающие компанию от конкурентов, Вы могли бы назвать? Как бы Вы определили основные черты имиджа Вашей компании, в чем, по Вашему мнению, заключается сила ее бренда?
 
— Компания стремится к тому, чтобы наши услуги стали эталоном качества в сфере доставки. Свою миссию мы сформулировали так: мы помогаем людям экономить время, делаем их жизнь лучше, осуществляя коммуникации как в бизнесе, так и в частной жизни.
Философия компании базируется на 5К: клиентоориентированность, конкурентоспособность, качество, команда и культура. Те, кто хоть раз пользовался нашими услугами, понимают, насколько это удобно, поэтому пул наших клиентов весьма стабилен. Количество отправлений растет быстрее клиентской базы. Это говорит о том, что клиенты нам доверяют и часто пользуются нашими услугами для доставки и корреспонденции, и грузов.
Гибкая тарифная политика, индивидуальный подход к клиенту, возможность выбора кредитной или авансовой системы оплаты, наличие разных способов оформления заказа (по телефону, электронной почте, на сайте компании, при помощи мобильного приложения) — все это позволяет нам успешно конкурировать на рынке.
  • Какие новинки в области IT появились за последний год в Вашем технологическом процессе? Конкуренты анонсировали (а некоторые уже используют) технологии, позволяющие получателям отслеживать движение своей посылки на всем протяжении ее пути, оперативно менять адрес доставки и вообще создавать у получателя впечатление, что он является частью производственного процесса. Используете ли Вы аналогичные технологии? Как они сопрягаются с IT-системами Ваших клиентов — Интернет-магазинов?
 
— Принципиально новых решений в области IT за последний год в нашем технологическом процессе не появлялось. Здесь мы стараемся работать с опережением. Все перечисленное вами было внедрено в практику нашей компании ранее, и мы продолжаем модернизировать технологии для более удобной интеграции со стороны клиента. IT-решения используются практически в любом направлении деятельности: в работе кадровой службы, процессе подготовки документации, управлении документооборотом. В частности клиенты активно используют наши Интернет-сервисы. Они доступны для пользователей на нашем сайте.
Наше мобильное приложение и сервис «Личный кабинет» позволяют просматривать статус отправлений, сортировать заказы по направлениям, рассчитывать стоимость отправлений, вести адресную книгу контрагентов, с которыми клиент взаимодействует посредством City Express, вести историю отправлений (при необходимости — дублировать отправления), формировать онлайн-заказы, отслеживать местонахождение от
правления.
Разумеется, мы активно используем и мобильные терминалы, с помощью которых курьеры получают информацию о поступивших заказах на доставку, отмечают полученные и доставленные отправления, заносят информацию о доставке по отправлениям. Мобильные терминалы также собирают информацию о местоположении курьеров, которая позволяет оптимизировать маршруты доставки и загрузку курьеров. Внедрение таких технологий позволяет как снизить затраты, например, сократив операции по передаче данных о заказах по телефону, так и улучшить бизнес-процессы за счет улучшения контроля выполняемых операций. Также мы автоматизировали этап сортировки.
 
  • Каковы Ваши планы развития региональной сети на ближайшие годы? Существуют ли какие-либо предпочтения при выборе направления Вашей региональной экспансии? Планируете ли Вы выходить на рынки стран СНГ и Таможенного союза, на западные рынки?
 
— Планы по развитию сети у нас достаточно амбициозные, но раскрывать их пока преждевременно. Одно можно утверждать однозначно: мы намерены расширять свое присутствие на рынке.
 
  • Что бы Вы могли посоветовать молодому поколению, оканчивающему вузы и желающему связать свою профессию с логистикой? Имеет ли сегодня смысл попытаться пройти путь с нуля, создав новую компанию, как это сделали Вы, или единственный способ удержаться в профессии — начать делать карьеру в уже состоявшейся компании?
 
— Оптимальный вариант — попробовать себя в уже состоявшейся компании, набраться
знаний и опыта, а затем, если есть уверенность и амбиции, попробовать реализовать себя в
бизнесе самостоятельно. Здесь каждый должен решать сам. Конечно, сейчас построить успешную компанию в данной сфере гораздо труднее, чем 10–15 лет назад. Но ведь чем амбициознее задачи, тем интереснее их решать.
 
  • Спасибо за интервью, желаем Вам успехов в бизнесе и надеемся еще не раз увидеть Вас на страницах нашего журнала!

Источник — Логистика