Пандемия COVID-19 не только серьезно повлияла на жизнь большинства людей, но и внесла свои коррективы в ситуацию на глобальном рынке. Весь мир столкнулся с огромным сокращением производства в связи с локдауном, закрытием границ и переходом на режим самоизоляции. Некоторые ограничительные меры и по сей день по объективным причинам не могут быть отменены во многих регионах.

Коронавирус нарушил устоявшиеся связи между производителями и конечными потребителями, а также нанес значительный удар в целом по логистической сфере. Распространение заболевания повлекло за собой существенные изменения в налаживаемых годами международных цепях поставок. Такие факторы, как нестабильный курс валют, закрытие границ, падение покупательной активности у конечных потребителей и общее состояние нестабильности в масштабах мирового рынка, привели к снижению грузовых потоков. Эта тенденция сохраняется и по сегодняшний день.

Огромные объемы производства по всему миру закрыты на неопределенный срок. А те компании, которые работают, были вынуждены сократить мощности в 2–2,5 раза. Уровень безработицы в 2020-2021 гг. возрос на 10–15 % по сравнению с предыдущими отчетными периодами. Все это привело к тому, что перевозить фактически нечего и не для кого. Подобные факторы оказывают влияние на изменение всем понятных и известных правил игры на рынке логистики.

Так что же происходит в разных частях мира?

Китай

Китайская Народная Республика показывает положительный пример, когда пик заболеваемости пройден и грузопоток из стран/в страны ЕС, а также в Россию начинает постепенно восстанавливаться. На сегодняшний день почти 80 % фабрик и заводов Китая восстановили свою работу, часть из них привлекает дополнительные мощности. Эти предприятия уже отправляют свои грузы.

В условиях пандемии наиболее востребованным стал морской и железнодорожный транспорт ввиду экономической привлекательности. С ноября 2020 г. на фоне возобновления работы большинства компаний, а также в некоторой степени в связи с опасениями наступления 2-й и 3-й волн COVID-19 (которые подтвердились) наблюдался сильный рост спроса на ж/д перевозки из Азии. Эта ситуация привела к искусственному удорожанию стоимости услуг перевозчиков в два раза. Однако возросшие расценки на железнодорожные перевозки нельзя сопоставить с удорожанием перевозок авиационным транспортом. Рост стоимости на авиаперевозки в первые месяцы пандемии в 2020 г. составил до 300–400 %.

В целом грузоперевозки из Китая в Россию налаживаются довольно быстрыми темпами, хотя цепочка поставок с Европой по-прежнему нарушена.

Европа

Страны Европейского союза и их экономика сейчас в полной мере столкнулись со всеми последствиями предпринимаемых мер по стабилизации ситуации с COVID-19. Движение грузовых автомобилей полностью не перекрыто, однако действуют некоторые ограничения. Многие производственные предприятия так и не функционируют. А те компании, которые открылись, работают на две трети от своих доковидных мощностей.

Объем грузоперевозок в ЕС на текущий момент составляет не более 60 % по сравнению с данными 2018-2019 гг. Основные логистические тенденции в Евросоюзе — снижение объема экспорта и импорта. Автострады стали почти пустыми. В некоторых регионах даже отменены ограничения, запрещающие движение грузовиков в выходные дни. Ввиду маленьких расстояний в Европе одним из самых востребованных видов транспорта являются автомобили. При этом расценки на услуги автотранспорта, в отличие от железнодорожных перевозок, держатся на прежнем уровне, а в некоторых случаях снижаются.

Россия

Сегодня российские транспортные и логистические компании переживают не самые лучшие времена. По разным оценкам, убытки транспортного сектора в России на конец 2020 г. составили более 600 миллиардов рублей. При этом значительная часть финансовых потерь приходится на авиатранспорт. Авиаперевозчики были вынуждены на 70 % снизить поток проходящих через них грузов. Не менее тяжелая ситуация сложилась с железнодорожным транспортом и у автотранспортных операторов. Существующие очевидные причины дополнили еще небольшие внутренние нововведения в области налогообложения для автоперевозчиков. И эти изменения в порядке начисления и выплаты налогов привели к удорожанию перевозки и конечного продукта.

Не секрет, что два основных потока товаров в РФ идут из Евросоюза и Китая. И тут и там объемы были существенно снижены в связи с пандемией. Рынки авиа-, морских и автомобильных перевозок продолжают падать день ото дня. Пока улучшения ситуации можно не ждать.

Оперативные меры и адекватная адаптация к изменившимся условиям должны помочь быстро восстановиться компаниям, которые осуществляют свою деятельность на рынке перевозок. Вот основные тенденции для полноценного восстановления и последующего роста:

  1. Рынок покидают игроки, которые не способны адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям. В современных реалиях выживает сильнейший. Те компании, которым удалось за последние 1,5–2 года нарастить капитал и обзавестись подушками безопасности, имеют все шансы на то, чтобы избежать банкротства. А некоторые из них могут даже что-то купить и увеличить мощности.
  2. Рынок захватывают современные технологии, в том числе в секторе IT. В условиях пандемии многие организации в оперативном режиме внедряли и осваивали технологии, которыми прежде пользовались только крупнейшие компании и новаторы. Сегодня использование IT-платформ уже не считается прерогативой лидеров рынка. Новейшие технические и программные решения доступны на всех этапах логистического процесса в целом. В логистику пришла настоящая IT-революция.
  3. Фиксируется ценовой демпинг как результат перенасыщения рынка логистическими компаниями и их постоянной борьбы за клиентов. Данный инструмент используют многие, но не всегда достигают нужного эффекта. Многие предприятия не выдерживают длительного демпингования, если не изыскивают новые варианты оптимизации расходов без ухудшения качества услуг.
  4. Во многих компаниях сотрудников перевели на удаленку на постоянной основе, а ключевые мероприятия — в онлайн-формат. За последний год конференции, переговоры и встречи онлайн уже успели доказать свою эффективность за счет значительного снижения финансовых и временных затрат. Точно так же и перевод сотрудников на удаленную работу доказал, что для высокой продуктивности не нужны огромные собственные или арендованные офисы.
  5. Пандемия послужила толчком к развитию объединений и коопераций сервисов. Компании стали создавать сообщества для пользования услугами друг друга. Например, некоторые сервисные и логистические предприятия смогли объединиться и разработать комплексные решения для клиентов, которые усилили их общее положение на рынке.
  6. Трудные времена показали, что новые кризисы сравнительно легко перенесут компании, имеющие пул клиентов и возможность обслуживать таких заказчиков, как FMCG, ретейл, фарма. Перечисленные группы тоже наращивают свои мощности и испытывают потребность в надежных партнерах, способствующих росту их бизнеса.

Выход из кризиса и потенциал для дальнейшего развития

На данном этапе мирового кризиса, спровоцированного пандемией COVID-19, логистический рынок остро нуждается в восстановлении и налаживании процессов. Карантинные меры, направленные на подавления эпидемии коронавируса, вызвали рост загруженности большинства морских терминалов и аэропортов. В результате перевозчики столкнулись с нарушениями сроков и условий доставки грузов.

Основной вид транспорта, который в период пандемии получил новые возможности, — железнодорожный. В сложившихся обстоятельствах ж/д операторы предлагают наиболее надежные условия перевозки товаров между Россией, Европейским союзом и Китаем. В ближайшие несколько лет именно железная дорога станет одним из основных логистических каналов, на который ляжет обязанность по обеспечению бесперебойной торговли.

Управленческие команды большинства игроков столкнулись с необходимостью преодоления трудностей, вызванных кризисом. Потребовалась оперативная разработка дальнейшего плана действий, для чего задействовались ресурсы всей компании, включая непрофильные службы, такие как финансисты, IT-специалисты, юристы.

Мировой рынок уже не тот, что прежде. И после завершения пандемии логистические компании уже не вернутся к своему прежнему состоянию. Однако те организации, которые сумели быстро адаптироваться к меняющимся условиям, научились управлять ситуацией и продолжают следить за тенденциями в мировой логистике, выйдут из кризиса в плюс. Ожидается, что они создадут новые востребованные услуги, что приведет к усилению их позиции на рынке и послужит толчком для дальнейшего развития всего логистического сообщества.