Одна из самых сложных сфер таможенной деятельности — международные перевозки морским транспортом. Трудность обусловлена множеством источников правового регулирования, международных конвенций и норм внутреннего законодательства в отдельных странах.
Виды
В зависимости от географии морские перевозки бывают внутренние (в пределах одной страны) и внешние (экспорт или импорт товаров между государствами).
Помимо этого, грузоотправления осуществляются в различной форме:
- Навалом. Способ подходит для тех категорий грузов, которые невозможно перевозить в тарах или упаковках в силу тех или иных обстоятельств. Их просто наваливают или насыпают в специально отведенное для этого место. В основном в эту группу входят удобрения, сахар, различные виды топлива, полезные ископаемые (уголь, руда и др.);
- В контейнерах. Формат перевозок исключает риски повреждения и обеспечивает сохранность груза в надлежащем состоянии без использования дополнительных упаковок. В специально оборудованных контейнерах поддерживается определенный температурный режим, продукция защищена от влаги и других негативных факторов. Размер тары, а также возможность опечатывания замков позволяют предотвратить похищения или умышленную порчу. Международные морские контейнерные перевозки эффективны в тех случаях, когда товары требуется перемещать между различными видами транспорта. Такую тару проще составлять, передвигать подъемными устройствами. Доставка от отправителя до грузополучателя осуществляется без продолжительных задержек;
- Морским фрахтом. Схема перевозок предполагает заключение договора на аренду судна или плавательного средства с экипажем на определенное количество рейсов. Тарифы на фрахт зависят от различных нюансов и обстоятельств: характеристик судна, целей, для которых оно будет использоваться, и т. д. Поиском свободного транспорта, исходя из потребностей клиента, занимаются брокеры;
- Накатным способом. Такая разновидность перевозок получила широкое распространение благодаря экономии времени. Ее отличительная черта — способ помещения грузов на борт по наклонной площадке, без использования кранов и каких-то иных подъемников. Метод применяется для автомобилей, трейлеров, фур, тележек, прицепов и прочих грузов на колесах. Суда, которые приспособлены для перевозок накатных грузов, называются ролкерами или ро-ро;
- По схеме «от двери к двери». Услуга включает все этапы транспортировки, включая оформление документов, осуществление погрузочно-разгрузочных работ. Грузоотправитель несет минимальные расходы, избавляется от множества трудоемких этапов организации перевозок и при этом имеет наибольшую степень контроля груза.
Как происходит организация международных морских грузоперевозок?
Рассмотрим на примере отправки товаров из России для экспорта через отечественный порт:
- Российский отправитель-экспортер извещает зарубежного партнера-импортера о том, что груз готов к отгрузке и международной перевозке морским транспортом.
- Зарубежный партнер отправляет российскому экспортеру все необходимые рекомендации и инструкции относительно упаковки товаров и пакета сопроводительных документов.
- Российский отправитель заключает договор о предоставлении транспортных и экспедиторских услуг с грузовым терминалом. Затем подписывает договор с владельцем судна и передает ему заявку на фрахт.
- Капитан судна прибывает в порт и оформляет соответствующее извещение. Пока судно находится в порту, ведется отсчет времени его стоянки до момента отправления.
- Российский отправитель подготавливает грузы к отправке, оформляет все сопроводительные документы.
- По факту завершения погрузочных работ капитан судна выписывает коносамент, подписывает документ и ставит печать.
- После составления коносамента уполномоченное лицо производит опись товаров, помещенных на судно. Данный перечень называется манифестом и может запрашиваться на различных таможнях и в портах.
- Российский отправитель сообщает капитану необходимые инструкции и передает сопроводительную документацию. В свою очередь капитан выдает ему манифест, подтверждающий получение документов.
- По прибытии судна в порт назначения перевозчик уведомляет об этом импортера, передает ему коносамент и сопроводительные документы.
Необходимо отметить, что коносамент считается основным документом в международных морских перевозках. К его оформлению предъявляются строгие требования. Малейшее несоответствие действующим нормам заполнения приводит к осложнениям процесса транспортировки.
Коносамент составляется в трех и более экземплярах в зависимости от количества этапов международной морской перевозки. На каждом документе должен быть порядковый номер и штамп «Оригинал». Иногда применяются и копии, о чем делаются соответствующие пометки. Однако только один из экземпляров обеспечивает возможность распоряжаться товаром. Как только груз выдан, все остальные документы утрачивают свою силу.