Доставка грузов в удаленные области страны требует больших материальных, временных и трудовых затрат. К таким районам относится часть территории Дальнего Востока, а также Крайний Север: Чукотка, Якутия, Полярный Урал. Регулярные поставки техники, одежды и продуктов питания очень важны для потребителей и производителей этих регионов. Налаженная логистика способствует улучшению экономической обстановки, развитию инфраструктуры и повышению качества жизни населения.
Основные проблемы северных районов
Главное препятствие — отсутствие качественных дорог и высокая степень изношенности существующих. Такие регионы, как Чукотка, Якутия, Камчатка и Магаданская область, очень зависят от регулярных поставок с «большой земли». Население нуждается в бытовой и производственной технике, продуктах питания и лекарствах, а собственного производства там практически нет. Частично это связано с суровыми климатическими условиями. Длительная холодная зима с коротким летом не способствуют развитию сельского хозяйства. Поэтому очень важно доставлять необходимые товары регулярно и в кратчайшие сроки.
Оптимальный, а кое-где и вовсе единственный способ поставки — контейнерные грузоперевозки по Севморпути. Большинство судов отправляются из Архангельска и следуют в северные порты: Тикси, Певек, Диксон, Хатангу, Анадырь, Магадан и другие удаленные места.
Контейнерные грузоперевозки выгодны прежде всего низкой себестоимостью, особенно для крупных партий товара. Эту тару можно доставлять любым транспортом: железнодорожным, морским, а при необходимости — самолетом. Способ безопасен: металлические стенки контейнера защищают груз от повреждения и намокания. Такая универсальность и надежность позволяют комбинировать разные типы транспорта и выбирать наиболее подходящий маршрут доставки, снижая ее стоимость.
Северный морской путь — дорога жизни
Севморпуть — единственный широтный маршрут, связывающая Крайний Север с «большой землей». Он напрямую влияет на развитие регионов: помогает улучшать инфраструктуру, строить и развивать местные предприятия. Северный морской путь и реки, впадающие в Ледовитый океан, составляют водную транспортную сеть. Пик его развития пришелся на 80-е годы, когда по нему перевозили более 5 млн тонн грузов в год.
Эта транспортная сеть регулярно поставляет технику и стройматериалы для промышленных предприятий, расположенных на Крайнем Севере. К ним относятся горно-химические и горно-металлургические комбинаты Кольского полуострова, нефтегазовые месторождения, золотые и серебряные рудники Чукотки.
Структура таких грузоперевозок непроста. Для нее требуются следующие условия:
- особый флот, нередко — сопровождение ледокола;
- специализированная инфраструктура и береговые службы;
- тщательно продуманная логистика крупногабаритных грузов.
Кроме этого, важны доверительные отношения между фирмой-перевозчиком и клиентом, который хочет получить свое имущество как можно быстрее. Если все эти условия соблюдены, можно быть уверенными в своевременной доставке товаров без повреждения и нарушений.
К недостаткам грузоперевозок по Севморпути относятся:
- большие финансовые затраты на обслуживание ледоколов;
- расходы на модернизацию судов под северные условия;
- необходимость строительства и развития специфической береговой инфраструктуры;
- труднопрогнозируемые сроки доставки из-за сложных климатических условий;
- малый навигационный период — всего 4 месяца.
Севморпуть станет рентабельным проектом, когда объем поставок превысит 4 млн тонн. Пока что он не превышает 2 млн тонн. Также важны разработка арктических месторождений нефти и газа, строительство инфраструктуры и ее развитие.
Этот способ доставки грузов вряд ли сможет полностью заменить остальные — ж/д и авиа. Но потенциал у него достаточно высокий. С его помощью можно вывозить полезные ископаемые из Арктики и поставлять туда товары первой необходимости.
Железнодорожный транспорт — особенности и перспективы
Проблема доставки грузов знакома не только арктическим регионам. Во многие районы Сибири и Урала до сих пор не налажены регулярные поставки. Основной транспорт — железная дорога.
Необходимость в ней возникла еще в середине XIX века. Нужно было вывозить продукцию горнодобывающих, топливных и металлургических предприятий, а также наладить бесперебойное сообщение с Сибирью. Доставка тогда стоила очень дорого, и цена товаров была слишком высокой. Для снижения издержек решили организовать единую транспортную сеть, которая связывала бы все регионы России. Железная дорога на Урале была построена в 1879 году, что положительно сказалось на экономическом развитии территории. Появились новые отрасли, металлургические предприятия стали меньше зависеть от источников сырья, продукция начала быстрее реализовываться, а ее стоимость снизилась. В 1896 году стартовали прямые поставки товаров с Урала в Центральную Россию: была достроена железная дорога, объединяющая эти два региона.
Плюсы этого вида транспорта:
- высокая пропускная способность;
- независимость от погодных условий;
- прогнозируемые сроки поставок;
- достаточно высокая скорость доставки;
- погрузка и разгрузка вагонов более быстрая, чем у судов.
Минусы:
- дорогостоящее производство вагонов и тепловозов;
- большие затраты на энергоносители;
- невозможность доставки в труднодоступные районы;
- высокий риск повреждения хрупких грузов;
- малый выбор компаний-грузоперевозчиков;
- необходимость в паромной переправе на о. Сахалин.
На Сахалине железная дорога — важное связующее звено между островом и материком. Ее начали строить в 1904–1905 годах, когда часть острова принадлежала Японии. Ширина колеи составляла 1067 мм вместо 1520 мм. В 2003 году ее начали перестраивать, и на 2020 год работа была практически завершена. Объем перевозок составляет сейчас около 2 млн тонн.
Кроме ж/д транспорта, большую роль играют сахалинские порты: Корсаков, Невельск, Холмск. Есть паром, совмещенный с железной дорогой Ванино — Холмск — Сортировочный. Всего на острове расположено 8 портов и 11 морских терминалов. На долю водного транспорта приходится около 5 млн тонн груза в год. Прогнозируют, что объем будет расти из-за увеличения добычи угля.
Кроме портов, на Сахалине расположено 8 аэродромов. Это единственный вид транспорта, обеспечивающий круглогодичную связь острова с материком.
Решения в области развития транспорта России
Для увеличения конкурентоспособности Севморпути, Уральской железной дороги и морских портов Сахалина необходимо принять ряд законодательных и регулирующих мер. К ним относятся:
- назначение ответственного руководителя Департамента Российского морского и речного транспорта, который будет добросовестно относится к своим обязанностям: развивать водные перевозки, инфраструктуру для них;
- фиксация границ Севморпути на законодательном уровне;
- увеличение доли господдержки транспорта в удаленных районах;
- принятие ряда законов для Севморпути, Уральской железной дороги и сахалинских портов.
Меры помогут укрепить государственные интересы в этих регионах, повысить качество грузоперевозок, технического обслуживания ледоколов, ж/д транспорта, морских судов. Они также улучшат работу навигационных служб, создадут более подходящую инфраструктуру и сократят сроки доставки товаров в удаленные области.