Доставка грузов в удаленные области страны требует больших материальных, временных и трудовых затрат. К таким районам относится часть территории Дальнего Востока, а также Крайний Север: Чукотка, Якутия, Полярный Урал. Регулярные поставки техники, одежды и продуктов питания очень важны для потребителей и производителей этих регионов. Налаженная логистика способствует улучшению экономической обстановки, развитию инфраструктуры и повышению качества жизни населения.

Основные проблемы северных районов

Главное препятствие — отсутствие качественных дорог и высокая степень изношенности существующих. Такие регионы, как Чукотка, Якутия, Камчатка и Магаданская область, очень зависят от регулярных поставок с «большой земли». Население нуждается в бытовой и производственной технике, продуктах питания и лекарствах, а собственного производства там практически нет. Частично это связано с суровыми климатическими условиями. Длительная холодная зима с коротким летом не способствуют развитию сельского хозяйства. Поэтому очень важно доставлять необходимые товары регулярно и в кратчайшие сроки.

Оптимальный, а кое-где и вовсе единственный способ поставки — контейнерные грузоперевозки по Севморпути. Большинство судов отправляются из Архангельска и следуют в северные порты: Тикси, Певек, Диксон, Хатангу, Анадырь, Магадан и другие удаленные места.

Контейнерные грузоперевозки выгодны прежде всего низкой себестоимостью, особенно для крупных партий товара. Эту тару можно доставлять любым транспортом: железнодорожным, морским, а при необходимости — самолетом. Способ безопасен: металлические стенки контейнера защищают груз от повреждения и намокания. Такая универсальность и надежность позволяют комбинировать разные типы транспорта и выбирать наиболее подходящий маршрут доставки, снижая ее стоимость.

Северный морской путь — дорога жизни

Севморпуть — единственный широтный маршрут, связывающая Крайний Север с «большой землей». Он напрямую влияет на развитие регионов: помогает улучшать инфраструктуру, строить и развивать местные предприятия. Северный морской путь и реки, впадающие в Ледовитый океан, составляют водную транспортную сеть. Пик его развития пришелся на 80-е годы, когда по нему перевозили более 5 млн тонн грузов в год.

Эта транспортная сеть регулярно поставляет технику и стройматериалы для промышленных предприятий, расположенных на Крайнем Севере. К ним относятся горно-химические и горно-металлургические комбинаты Кольского полуострова, нефтегазовые месторождения, золотые и серебряные рудники Чукотки.

Структура таких грузоперевозок непроста. Для нее требуются следующие условия:

  • особый флот, нередко — сопровождение ледокола;
  • специализированная инфраструктура и береговые службы;
  • тщательно продуманная логистика крупногабаритных грузов.

Кроме этого, важны доверительные отношения между фирмой-перевозчиком и клиентом, который хочет получить свое имущество как можно быстрее. Если все эти условия соблюдены, можно быть уверенными в своевременной доставке товаров без повреждения и нарушений.

К недостаткам грузоперевозок по Севморпути относятся:

  • большие финансовые затраты на обслуживание ледоколов;
  • расходы на модернизацию судов под северные условия;
  • необходимость строительства и развития специфической береговой инфраструктуры;
  • труднопрогнозируемые сроки доставки из-за сложных климатических условий;
  • малый навигационный период — всего 4 месяца.

Севморпуть станет рентабельным проектом, когда объем поставок превысит 4 млн тонн. Пока что он не превышает 2 млн тонн. Также важны разработка арктических месторождений нефти и газа, строительство инфраструктуры и ее развитие.

Этот способ доставки грузов вряд ли сможет полностью заменить остальные — ж/д и авиа. Но потенциал у него достаточно высокий. С его помощью можно вывозить полезные ископаемые из Арктики и поставлять туда товары первой необходимости.

Железнодорожный транспорт — особенности и перспективы

Проблема доставки грузов знакома не только арктическим регионам. Во многие районы Сибири и Урала до сих пор не налажены регулярные поставки. Основной транспорт — железная дорога.

Необходимость в ней возникла еще в середине XIX века. Нужно было вывозить продукцию горнодобывающих, топливных и металлургических предприятий, а также наладить бесперебойное сообщение с Сибирью. Доставка тогда стоила очень дорого, и цена товаров была слишком высокой. Для снижения издержек решили организовать единую транспортную сеть, которая связывала бы все регионы России. Железная дорога на Урале была построена в 1879 году, что положительно сказалось на экономическом развитии территории. Появились новые отрасли, металлургические предприятия стали меньше зависеть от источников сырья, продукция начала быстрее реализовываться, а ее стоимость снизилась. В 1896 году стартовали прямые поставки товаров с Урала в Центральную Россию: была достроена железная дорога, объединяющая эти два региона.

Плюсы этого вида транспорта:

  • высокая пропускная способность;
  • независимость от погодных условий;
  • прогнозируемые сроки поставок;
  • достаточно высокая скорость доставки;
  • погрузка и разгрузка вагонов более быстрая, чем у судов.

Минусы:

  • дорогостоящее производство вагонов и тепловозов;
  • большие затраты на энергоносители;
  • невозможность доставки в труднодоступные районы;
  • высокий риск повреждения хрупких грузов;
  • малый выбор компаний-грузоперевозчиков;
  • необходимость в паромной переправе на о. Сахалин.

На Сахалине железная дорога — важное связующее звено между островом и материком. Ее начали строить в 1904–1905 годах, когда часть острова принадлежала Японии. Ширина колеи составляла 1067 мм вместо 1520 мм. В 2003 году ее начали перестраивать, и на 2020 год работа была практически завершена. Объем перевозок составляет сейчас около 2 млн тонн.

Кроме ж/д транспорта, большую роль играют сахалинские порты: Корсаков, Невельск, Холмск. Есть паром, совмещенный с железной дорогой Ванино — Холмск — Сортировочный. Всего на острове расположено 8 портов и 11 морских терминалов. На долю водного транспорта приходится около 5 млн тонн груза в год. Прогнозируют, что объем будет расти из-за увеличения добычи угля.

Кроме портов, на Сахалине расположено 8 аэродромов. Это единственный вид транспорта, обеспечивающий круглогодичную связь острова с материком.

Решения в области развития транспорта России

Для увеличения конкурентоспособности Севморпути, Уральской железной дороги и морских портов Сахалина необходимо принять ряд законодательных и регулирующих мер. К ним относятся:

  • назначение ответственного руководителя Департамента Российского морского и речного транспорта, который будет добросовестно относится к своим обязанностям: развивать водные перевозки, инфраструктуру для них;
  • фиксация границ Севморпути на законодательном уровне;
  • увеличение доли господдержки транспорта в удаленных районах;
  • принятие ряда законов для Севморпути, Уральской железной дороги и сахалинских портов.

Меры помогут укрепить государственные интересы в этих регионах, повысить качество грузоперевозок, технического обслуживания ледоколов, ж/д транспорта, морских судов. Они также улучшат работу навигационных служб, создадут более подходящую инфраструктуру и сократят сроки доставки товаров в удаленные области.

Возможно Вас заинтересует