Крайний Север суров, и ужиться с ним может не каждый. В этом регионе освоена лишь малая часть территории: многие места не то что не изучены, а даже не открыты. Поэтому налаженная логистика здесь очень важна.
Северный морской путь — одно из главных преимуществ
Северный морской путь — основной способ доставки грузов в Заполярье. Многие перевозчики имеют собственные терминалы и складские комплексы для упрощения обработки грузов и сокращения сроков доставки.
Основной транспорт — морские суда. Доставка выполняется в период навигации, с июля по ноябрь, в основном из Архангельска в Певек, порты Тикси и Дудинка. По этому пути отправляется большая часть грузов. Из портовых складов они развозятся по Чукотке. Туда везут продукты, лекарства, одежду и спецтехнику на рудники Билибино и близлежащие месторождения.
Грузы поставляются в больших объемах, так как зимой регион становится практически недоступным. Например, за 3 рейса можно перевезти до 20 тыс. тонн.
В Якутии главная транспортная артерия — река Лена. Грузы доставляются с помощью речных судов и барж, а также по зимникам. Примерно 80% территории региона считаются труднодоступными, с большими расстояниями между населенными пунктами. Жители многих поселков и деревень буквально отрезаны от большой земли и даже районных центров. Поэтому очень важно выполнять завоз всех необходимых грузов в порты бассейна Лены: Якутск, Ленск, Олекминск, Мохсоголлох, Тикси, Черский. Ежегодно по реке доставляется 14 000 – 15 000 т.
Специфика выбора транспорта и найма сотрудников
Грузы из порта нужно развозить получателям, поэтому перевозчики активно используют автотранспорт. Учитывая, что на территории Якутии и Чукотки практически нет постоянных дорог, к выбору техники приходится относиться максимально серьезно.
В холодное время доставки выполняются по зимникам. Это замерзшие реки и дороги, пробитые в снегу с помощью спецтехники. Нередко их заметает так, что на восстановление сообщения может уйти неделя. Весной реки начинают вскрываться, и транспорт преодолевает их вброд. Иногда колонну сопровождает бульдозер, чтобы оперативно расчищать снежные заносы, вскрывать обледеневшие реки и вытаскивать застрявший транспорт.
Главные «рабочие лошадки» в таких условиях — грузовики повышенной проходимости («Урал», КамАЗ, МАЗ) и вездеходы. В летнее время транспорту приходится преодолевать заболоченную тундру, небольшие реки. Иногда машины переправляются с помощью паромов.
Для работы в таких сложных реалиях нужны особые люди, прошедшие тщательную подготовку. Поэтому многие логистические компании предпочитают растить кадры самостоятельно. Фирмы часто приглашают студентов профильных учебных заведений на стажировку. Из них отбираются наиболее перспективные, и сотрудники компании помогают им в подготовке дипломных работ. В результате фирма получает готового специалиста, который знает логистические тонкости и всю специфику работы. Для водителей самый важный показатель — опыт. В первую очередь обращают внимание именно на него.
Оптимальное геоположение — залог успеха
Многие компании предпочитают открывать офисы не в столице, а, например, в Новосибирске. Он занимает практически центральное положение на карте России. Это очень удобно в плане часового пояса. С утра фирма работает с клиентами из Якутии и Чукотки, а после обеда переключается на заказчиков из Москвы и Санкт-Петербурга.
С точки зрения логистики такая геолокация тоже очень удобна. Новосибирск — крупный железнодорожный узел, и отсюда отправляются контейнерные грузы в Якутию и Архангельск. Кроме того, он располагает большими складскими комплексами, где можно хранить и оперативно обрабатывать отправления.
Планы и прогнозы
По прогнозам крупнейших перевозчиков, доля северных поставок будет увеличиваться ежегодно. Регионы развиваются, строятся новые предприятия, разрабатываются месторождения полезных ископаемых. Все это требует создания комфортной инфраструктуры, завоза продуктов и других товаров. Логистические компании внедряют все больше новых технологий и способов обработки грузов для удешевления поставок.